Пермь, Челябинск и вот... Улан-Удэ.
Пресса и общественность задается вопросами, как это связано и кто за этим стоит. Хочу сразу же отметить, что выдвигать версии и ставить заключения – задача следователей и компетентных органов, и нужно здесь быть очень аккуратными и не мешать правоохранительным органам разобраться. Но всё-таки некоторая связь очевидна.
8 декабря Совет по правам человека совместно со Следственным комитетом и Бурятским государственным университетом проводил научно-практическую конференцию в Улан-Удэ по теме криминальной молодёжной субкультуры (сознательно не называю никакие аббревиатуры), идеология и последователи которой активизировались в социальных сетях уже давно. Нам хорошо известно, что социальные сети выступают коммуникационной площадкой для объединения и популяризации (выращивании тренда) экстремальных поступков у молодых людей. Механизмы одни и теже. Вопрос в том, кто заказчик. Если со сбором «на общак», избиениями по принципу «не той масти» и так далее ясно, что преступное сообщество выступает проводником подобных идей и форм поведения, то в случае с кровавыми точечными акциями в школах манипулятор не так очевиден...
Версий много. В пример приводят и американские массовые убийства в школах (заранее подготовленное нападение двух учеников старших классов Эрика Харриса и Дилана Клиболда на остальных учеников и персонал в своей школе с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств, произошедшее 20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн» невключённой общины Колумбайн округа Джефферсон, штат Колорадо. Нападавшие ранили 37 человек, из них 13 – смертельно. После этого нападавшие застрелились сами) и преступление Брейвика, считая что наши подростки просто подражают. Кто-то видит связь с криминальным миром и некоторыми организаторами.
Очевидно одно – это подростки. И заниматься вопросами профилактики подростковой преступности просто необходимо.
Также важно понимать и то, что мы, взрослые, не всегда понимаем, что происходит в закрытых чатах, группах в социальных сетях. Кто закладывает в головы ребят такие идеи? Почему эта эпидемия насилия напоминает флешмоб? Уже известно, что перед этими актами одноклассники обсуждали и предупреждали друг друга, что такого-то числа будет «мясо», и никто не среагировал.
Нужно признать, что на сегодняшний день необходимо очень серьезно, иначе, обратить внимание на работу с детьми и подростками.
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека выражает крайнюю озабоченность участившимся инцидентами с участием несовершеннолетних лиц, возьмёт ситуацию под свой контроль и в ближайшее время на спецзаседании Совета представит некоторые предложения по решению данной проблемы.
Данные случаи де-факто уже не являются единичными и приобретают характер эпидемии.
ЯНА ЛАНТРАТОВА.