Дмитрий (blagowesch) wrote,
Дмитрий
blagowesch

Белинский 21 века разбирает Достоевского 19 века - на ночь не читать!

Оригинал взят у loboff в Достоевский ХХI века
Так вот, о Раскольникове - глядя на него глазами человека из нашей современности.

В "Преступлении и наказании", если позабыть о привычных трактовках и временной дистанции, интереснее всего сам способ осуществления преступления. То есть. Молодой человек хоть и из провинции, но дворянин, и предположить в нём особенное владение топором достаточно сложно: дров нарубить он быть может и сумеет как-нибудь, но уж никак не на уровне профессионального рубщика, который колет брёвна на лету и с одного удара, и даже в тоненький прутик попадает в первого раза - практика явно не та. И тем не менее, Родион Романович в качестве орудия убийства выбирает именно топор. Не удавку. Не нож. Не пистолет. И даже не дубину. А именно топор - пожалуй, наиболее сложное для убийства приспособление, требующее не только решимости и силы, но ещё и умения.

Далее. Вообще-то убить топором это не только сложно, это ещё и достаточно кровавый способ. Если удар сильный и точный и прямо в голову, то вокруг летят ошмётки мозгов и брызжет кровища. Если удар вскользь, на оглушение, то жертву придётся добивать, и уже явно не с одного раза - то есть как минимум сапоги, а забрызгает. Не говоря уже о сопутствующем шуме, возможных криках, и т.д.

Есть ли в романе обсуждение орудия убийства? Да, есть, но крайне незначительное - Раскольников отчего-то решает, что топором будет удобнее всего, без особых тому объяснений (там буквально абзац, или около того). Быть может, Родион Романович долго и упорно тренируется, отрабатывая удар? Опять же, не слишком - этому посвящено и вовсе несколько строчек, при этом максимально лишённых конкретики. Зато всё остальное он обдумывает весьма тщательно, вплоть до специальной петли для топора, пришиваемой к изнанке пальто. Ровно как обдумывается и иное: как не попалиться ментам и дворникам, альтернативные пути подхода (но почему-то не отхода), легенду для жертвы, и всё прочее. Результатом РРР остаётся доволен - осталось только осуществить задуманное.

Что мы имеем в результате? Мы имеем якобы инсценировку ограбления, но произведённую при этом максимально грязно, максимально шумно, максимально дилетантски. То есть - Раскольниковым ВСЁ сделано для того, чтобы его сразу же над трупом старушки и повязали. Вероятно с той целью, чтобы во время суда он смог яростно выкрикнуть своё неприятие окружающей действительности и вообще всего вот этого, а о нём написали бы в газетах. Но - не склалось. Отсюда и все остальные коллизии, свидригайловщина и порфириепетровщина, включая скомканный эпилог с якобы духовным возрождением главгера.

Соответственно - мы имеем дело с явным и неприкрытым акционистом. Причём акционистом однозначно левого толка (то бишь за справедливость против несправедливости), несмотря на все вот эти рефлексии про Наполеона и "право имею". А если уж называть вещи своими именами - с самым что ни на есть Павленским мы дело и имеем. Который, в силу общей невротичности и зажатости эпохи, доставшейся ему в качестве актуальной реальности, до прибивания яиц к брусчатке додуматься шансов не имел, а поэтому сразу пошёл поджигать дверь КГБ. А так как ни двери, ни КГБ под рукой не оказалось тоже, решил удовлетвориться тем, что первое попалось под руку - в виде олицетворения вселенского зла - старушкой-процентщицей.

Главное ведь не сам перфоманс, главное актуальный жест, стоящий за ним, содержание нарратива и общий месседж. Который чем будет скандалезнее и вульгарнее, тем и жест, и нарратив будут красноречивее. А посему лучше всего чтобы с убийством и расчленёнкой, чтобы треш, угар и содомия, и чтобы эпатировать всю эту почтенную публику раз и навсегда. Punk's not dead, Путин ла-ла-ла, и всё в таком же духе. До содомии правда дело не дошло (в то время вполне достаточно было связей с проституткой, иных кроме её прямого употребления по назначению; это и уже воспринималось как изврат и перверсия - отсюда и Соня Мармеладова), но вот кровища, кишочки и бессмысленность таковых - всё оказалось в наличии более чем.

Единственное, что хотелось бы отметить - Раскольников оказался всё же практичнее своих духовных последователей из ХХI века. Как ни манил его Свидригайлов в Америку, Родион прозябанию на чужбине таки предпочёл честную каторгу на Родине. Если бы в арт-группе "Война" в своё время читали Фёдора Михайловича внимательнее, то и сами бы в Европу позориться бы не побежали. Потому как там бунтарям пришлось бодаться с швейцарскими иммиграционными службами, бороться за место под солнцем с дикими итальянскими сквоттерами, и в конце концов малодушно расплакаться: "Европа не та! Здесь никому не интересно настоящее искусство! Пустите в Россию, гады! Домой хочу, в свою хрущобу, на шестнадцать аршинов! Путин лучший президент! Слава России!", ну и т.д. (Если кто эту замечательную историю пропустил, всячески рекомендую, главное иметь бумажный пакет, куда можно будет стошнить, если порог брезгливости окажется не слишком высок.)

С другой стороны, при известном таланте и правильном продюсере тире литературном агенте и из Павленского, и из "Войны" можно слепить что-нибудь стоящее, и тоже с Наполеоном и "тварью дрожащей". Главное не слишком углубляться в практические вопросы - типа диаметра гвоздей для прибивания яиц к брусчатке, или состава смеси для рисования светящегося фаллоса на мосту. А уж тем более не стоит измерять объём влагалища в сопоставлении с замороженной курицей - этим всё будет испорчено окончательно и бесповоротно. А вот философии - философии надо побольше! Что-нибудь там о "миссии художника", о "претензии к реальности", о "противодействии Системе", вот это вот всё. И с обязательным духовным возрождением в эпилоге - без этого ведь смешно не получится. А кому сейчас интересно то, что не смешно?

Subscribe

  • (no subject)

    Никогда ранее не был поклонником Марии Бутиной Но абсолютно мерзкое ублюдочное поведение в край оскотинившихся навальняшек по отношению к ней…

  • Юлия Витязева: Почему жалобы навального оставляют нас равнодушными

    «Адвокат Навального рассказала, что он продолжает голодовку несмотря на серьезные проблемы со здоровьем» Вот можете запинать меня ногами, но читая…

  • Ответ МИДа

    Публикуя вчера этот пост, я знать не знал, что МИД, оказывается, уже дал свой ответ. И конечно же, не мог и представить себе, что этот ответ до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments